Сезонность рынка одежды, или Каждой вещи свое время
Сезонность продукции касается не только рынка одежды, но и любой другой сферы. Даже на самые необходимые и повседневные товары периодически падает спрос. Например, летом, когда люди уезжают из городов на дачи, уменьшаются продажи средств гигиены и даже хлеба. Зависеть спад может и от других условий: летом 2008 года случился спад продаж репеллентов, т. к. в морозный февраль погибли почти все личинки комаров и мошек.
Некоторые предприниматели предпочитают продавать сезонные товары, ведь, воспользовавшись резким подъемом активности покупателей, можно получить хорошую прибыль. Если вы хотите, чтобы ваш магазин работал и приносил прибыль независимо от сезона, нужно тщательно продумать ассортимент и обдумать, как избежать сезонных спадов.
Как определить, есть ли сезонность?
Для того, чтобы понять, есть ли у ваших продаж сезонность, нужно проанализировать прибыль за несколько последних лет. Если в течение минимум трех лет спады и подъемы оборота ежегодно происходили в определенные периоды, в таком случае речь идет о сезонности. Однако стоит понимать, что колебания в пределах 15–20 % от среднего объема продаж за месяц – нормальное явление и редко способно навредить бизнесу. Вам не о чем беспокоиться, если каждый год прибыль стабильно растет вверх.
С чем связана сезонность?
Разница в потребительском спросе зависит от времени года, а точнее, от изменений климатических условий и погоды. Товары, необходимые зимой, активно раскупаются осенью, а вот весной и летом спрос на них уменьшается. Связываться сезонность еще может и с различными праздниками и событиями. Например, под Новый год скупаются сувениры, а к 1 сентября – школьные принадлежности.
Рассмотрим, какие вещи актуальны для каждого сезона
Летную одежду и обувь потребители покупают в магазинах, начиная с весны. В апреле-мае растет спрос на купальники, футболки, шорты. Также хорошо продаются солнечные очки, соломенные шляпы. Осенью же востребованы одежда и обувь осенне-зимнего периода: куртки, сапоги, шапки, шарфы, кожгалантерея. Хорошо дела идут у продавцов шуб и меховых изделий. Всегда одинаково хорошим спросом пользуется нижнее белье.
Перед началом учебного года увеличиваются продажи офисной одежды. Это классические брюки, юбки блузки, пиджаки и жакеты.
Как можно преодолеть сезонность продукции?
Период падения спроса может негативно сказаться на вашей прибыли. Справиться с застоем в продажах можно с помощью следующих советов:
1. Стимулируйте сбыт при помощи скидок и распродаж.
Этот способ – самый популярный и простой в применении. Вам не потребуется никаких дополнительных вложений и особой подготовки. Придумайте интересные акции, способные заинтересовать людей. Например, можно предлагать третью вещь в подарок при покупке двух или сделать скидку только на один день: «только сегодня у нас скидка 30 % на все!». Эффективна скидка при достижении покупок на определенную сумму: скидка, предоставляемая от 3000 рублей, стимулирует покупателя взять еще что-то, чтобы добрать до этой суммы. Если позволяет бюджет, хорошей рекламой магазина будет объявление в местной газете, предъявление которого даст покупателям 15–20 % скидки.
2. Разбавьте ассортимент популярными в этот период товарами.
Моментом спада можно воспользоваться, чтобы переориентировать бизнес, при этом не отходя от привычной его направленности. Например, удачным решением будет в конце лета добавить в ассортимент брюки и пиджаки. Летом можно разбавить товар купальниками, пляжными шлепанцами и шляпами. При этом важным моментом является реклама: клиенты должны узнать, что ваш ассортимент расширился. Не убирайте с прилавков привычные для магазина товары. Зимой купальники могут потребоваться для походов в бассейн, а куртка пригодится весной, если старая неожиданно порвалась.
Конечно, способы борьбы с сезонностью и спадами могут изменяться в зависимости от особенностей магазина. Поддерживайте интерес к товару, уделяйте внимание программам лояльности для постоянных и новых клиентов, и снижение прибыли не коснется вашего бизнеса.