Как не «прогореть» сезонному бизнесу: 5 действенных советов

Если бизнес носит ярко выраженный сезонный характер, владельцу приходится прилагать немало усилий, чтобы «удержаться на плаву» во время снижения покупательской активности. Наши пять проверенных советов помогут не уйти «в минус» и даже получить прибыль.

1. Изменение ассортимента

Держаться за единственную категорию товара, с одной стороны, правильно – вы в курсе всех особенностей продукции и отлично знаете, как ее расположить, кому предложить. С другой же, такой подход несет в себе большие риски, ведь стоит немного измениться покупательскому спросу – и доход магазина резко упадет.

Поэтому в течение года стоит менять ассортимент, подлаживаясь под особенности того или иного сезона. Так, если в осенне-зимние месяцы вы продаете мужские и женские свитера, то к лету их надо заменить футболками и легким вязаным трикотажем – вещами, которые будут востребованы именно в жару.

2. Сезонные распродажи

Освободить полки от продукции предыдущего сезона можно не только путем отправления ее на склад. Лучшее решение – устроить распродажу по сниженным ценам. Тогда не придется выделять место под длительное хранение товара, который неизвестно еще, как будет восприниматься покупателями через полгода. Одежда, например, точно покажется устаревшей, ведь появится уже новая коллекция. Поэтому продавать платья или куртки все равно придется дешевле. Так стоит сразу отдать их по меньшей цене, и выручку пустить в оборот сейчас, а не через шесть месяцев.

На фото – объявление о сезонной распродаже
Объявления о распродаже должны быть хорошо заметны в витринах

3. Скидки и подарки в «мертвый» сезон

Даже у товара, который одинаково ровно продается в течение года, есть месяцы «провала». Это январь и июль. Первый – потому что ему предшествует череда праздников, на которые покупатели отдают все свои финансовые запасы. Второй – из-за отпусков работающего населения и каникул учащихся, когда все думают лишь об отдыхе, а не о шоппинге. В этот период для привлечения клиентов стоит запустить акции наподобие «2 купите – 1 в подарок», «скидка 30 % на каждый третий товар в чеке» и т. п.

Каждая акция должна иметь четкие сроки окончания, иначе покупатели будут откладывать поход в магазин. Обозначенная же дата подстегивает поторопиться.

Девушка с подарками от магазина
Туда, где раздают подарки, хочется приходить еще и еще.

4. Презентация новинок

Несезон – лучшее время для представления чего-то новенького. Почему? Потому что в период активных покупок клиенты вряд ли обратят на новинки особое внимание – они или будут приходить в магазин с уже четко сформированными желаниями, либо будут перебирать весь ассортимент, не делая акцент на отдельных позициях.

А в период затишья новая вещь, концепция, коллекция поневоле запомнится и заставит о себе говорить. Если еще применить предыдущий совет и каждому приобретателю новинки давать подарок, то поток покупателей вырастет ощутимо. Ведь таким образом будут задействованы две главные ценности сегодняшнего потребителя – «оказаться в тренде» и «получить бесплатно».

Чтобы к вам пошли за новинкой, необходимо всеми возможными способами доносить информацию о ней до потенциальных клиентов. Это может быть реклама в интернете через форумы и социальные сети, объявления в салонах транспорта, раздача флаеров и пр.

5. Мотивация персонала на продажи

Имеет смысл привлечь к решению задачи по увеличению покупательского потока в «мертвый» сезон не только маркетологов и топ-менеджеров, но и простых продавцов. Отличным стимулом для них послужит денежная премия. Она может быть как в виде процента от тех продаж, что совершил сотрудник, так и в виде фиксированной суммы при выполнении установленного руководством плана.

На фото – продавец общается с покупателем в магазине одежды
Заинтересованный в обороте магазина продавец никогда не будет игнорировать клиента.

Заинтересованные работники придумают немало способов повысить продажи. Кто-то будет разгуливать у входа в рекламном костюме, а кто-то станет активно рекомендовать клиентам приобретать сразу цельный «лук», например, подбирать к приглянувшемуся женскому джемперу еще и вязанную дамскую шапочку, шарфик, перчатки.

Как видите, сезонность бизнеса – это не приговор, а повод проявить гибкость, развить умение анализировать и включить креативность.