Сезонность рынка одежды, или Каждой вещи свое время

Сезонность продукции касается не только рынка одежды, но и любой другой сферы. Даже на самые необходимые и повседневные товары периодически падает спрос. Например, летом, когда люди уезжают из городов на дачи, уменьшаются продажи средств гигиены и даже хлеба. Зависеть спад может и от других условий: летом 2008 года случился спад продаж репеллентов, т. к. в морозный февраль погибли почти все личинки комаров и мошек.

Некоторые предприниматели предпочитают продавать сезонные товары, ведь, воспользовавшись резким подъемом активности покупателей, можно получить хорошую прибыль. Если вы хотите, чтобы ваш магазин работал и приносил прибыль независимо от сезона, нужно тщательно продумать ассортимент и обдумать, как избежать сезонных спадов.

Как определить, есть ли сезонность?

Для того, чтобы понять, есть ли у ваших продаж сезонность, нужно проанализировать прибыль за несколько последних лет. Если в течение минимум трех лет спады и подъемы оборота ежегодно происходили в определенные периоды, в таком случае речь идет о сезонности. Однако стоит понимать, что колебания в пределах 15–20 % от среднего объема продаж за месяц – нормальное явление и редко способно навредить бизнесу. Вам не о чем беспокоиться, если каждый год прибыль стабильно растет вверх.

Факт сезонности может негативно повлиять на бизнес, если по итогам года прибыль не увеличивается
Факт сезонности может негативно повлиять на бизнес, если по итогам года прибыль не увеличивается

С чем связана сезонность?

Разница в потребительском спросе зависит от времени года, а точнее, от изменений климатических условий и погоды. Товары, необходимые зимой, активно раскупаются осенью, а вот весной и летом спрос на них уменьшается. Связываться сезонность еще может и с различными праздниками и событиями. Например, под Новый год скупаются сувениры, а к 1 сентября – школьные принадлежности.

Рассмотрим, какие вещи актуальны для каждого сезона

Летную одежду и обувь потребители покупают в магазинах, начиная с весны. В апреле-мае растет спрос на купальники, футболки, шорты. Также хорошо продаются солнечные очки, соломенные шляпы. Осенью же востребованы одежда и обувь осенне-зимнего периода: куртки, сапоги, шапки, шарфы, кожгалантерея. Хорошо дела идут у продавцов шуб и меховых изделий. Всегда одинаково хорошим спросом пользуется нижнее белье.

Перед началом учебного года увеличиваются продажи офисной одежды. Это классические брюки, юбки блузки, пиджаки и жакеты.

В летний период спад происходит из-за снижения деловой активности: многие уходят в отпуска и уезжают из городов
В летний период спад происходит из-за снижения деловой активности: многие уходят в отпуска и уезжают из городов

Как можно преодолеть сезонность продукции?

Период падения спроса может негативно сказаться на вашей прибыли. Справиться с застоем в продажах можно с помощью следующих советов:

1. Стимулируйте сбыт при помощи скидок и распродаж.

Этот способ – самый популярный и простой в применении. Вам не потребуется никаких дополнительных вложений и особой подготовки. Придумайте интересные акции, способные заинтересовать людей. Например, можно предлагать третью вещь в подарок при покупке двух или сделать скидку только на один день: «только сегодня у нас скидка 30 % на все!». Эффективна скидка при достижении покупок на определенную сумму: скидка, предоставляемая от 3000 рублей, стимулирует покупателя взять еще что-то, чтобы добрать до этой суммы. Если позволяет бюджет, хорошей рекламой магазина будет объявление в местной газете, предъявление которого даст покупателям 15–20 % скидки.

2. Разбавьте ассортимент популярными в этот период товарами.

Моментом спада можно воспользоваться, чтобы переориентировать бизнес, при этом не отходя от привычной его направленности. Например, удачным решением будет в конце лета добавить в ассортимент брюки и пиджаки. Летом можно разбавить товар купальниками, пляжными шлепанцами и шляпами. При этом важным моментом является реклама: клиенты должны узнать, что ваш ассортимент расширился. Не убирайте с прилавков привычные для магазина товары. Зимой купальники могут потребоваться для походов в бассейн, а куртка пригодится весной, если старая неожиданно порвалась.

Конечно, способы борьбы с сезонностью и спадами могут изменяться в зависимости от особенностей магазина. Поддерживайте интерес к товару, уделяйте внимание программам лояльности для постоянных и новых клиентов, и снижение прибыли не коснется вашего бизнеса.